Рассказ про петуха и курицу. Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Путешествие в музей Петушка

Подписаться
Вступай в сообщество «hatewall.ru»!
ВКонтакте:

План - конспект открытого занятия для младших школьников в студии "Фитодизайн" по теме: «Флористические традиционные новогодние игрушки из природных материалов. Символ года: Петух».

Цель : раскрытие творческого потенциала учащихся через изучение технологии создания традиционной декоративной флористической новогодней игрушки.
Задачи:
Образовательные:
- освоить технологические приемы и алгоритм создания флористической новогодней игрушки;
- рассмотреть варианты полу объемных и плоскостных новогодних игрушек из природных и декоративных материалов;
- познакомиться с историей и этнографическими характеристиками символа приходящего года.
Развивающие:
- развивать творческие способности и воображение;
- расширять и углублять знания по флористике и фитодизайну;
- уделить внимание развитию психомоторных навыков и аналитических способностей.
Воспитательные :
- стимулировать интерес к природе, традициям и истории родного края и мира,
фольклористике и этнографии;
- воспитывать художественный вкус, интерес и любовь к прикладному искусству;
- прививать навыки трудолюбия, взаимоуважения, поощрять инициативность и креативность.
Тип занятия : комбинированное.
Вид проведения занятия : коллективное, индивидуальное.
Форма проведения : лекция-беседа и практическая работа.
Метод организации занятия : объяснительно-иллюстративный метод, метод практической демонстрации и практической работы, словесные методы обучения (лекция, беседа), метод игры, мастер-класс.
Оборудование и используемые материалы : лептоп, фотоаппарат, клеевые пистолеты и удлинители, ножницы, клей ПВА и силиконовый, шаблоны игрушек (15 шт), декоративные и природные материалы для оформления.
Методический и дидактический материалы : книги с иллюстрациями, рисунки и декоративные панно сказочной направленности, выполненные учащимися студий декоративно прикладного направления ГБОУ ДО РК «ДДЮТ»; игрушки и сувениры в виде петушка из личных коллекций учащихся студии, фотоматериалы, образцы работ из природных и декоративных материалов, образцы шаблонов.
Описание мероприятия :
Открытое занятие приурочено к началу подготовки к традиционным зимним праздникам. На занятии учащиеся знакомятся не только с технологическими аспектами работы, но также с символическими, литературными и культурологическими особенностями образа «петушка» в традиционных культурах мира. Дети не просто усваивают новый материал и повторяют изученный, упор делается на креативный подход в работе и авторскую импровизацию. В процессе проведения занятия учащиеся активно взаимодействуют друг с другом и преподавателем. Занятие рассчитано на учащихся студии возрастом от 7 до 12 лет. Число участников 12-15 человек. Время проведения– два блока по 45 минут с перерывом на 10 минут (физкультминутка). Первый блок посвящен теоретической части, когда и проводится интересная лекция-беседа о петухе,его месте в культуре народов мира,символичности образа. Второй блок - практика, во время которого учащиеся изучают особенности оформления образцов, знакомятся с мастер-классом, создают свои елочные игрушки на заданную тему. Данное мероприятие предполагает высокую активность всех его участников.
Предварительная подготовка.
Для преподавателя. Создание мастер класса и образцов новогодних декоративных флористических игрушек «Петушок»; подбор фото материалов, оформление кабинета рисунками, объемными панно, игрушками. Написание плана-конспекта; выбор места и времени проведения мероприятия, согласование со всеми ответственными лицами и участниками, своевременное их оповещение, консультации по возникающим вопросам, любая другая координационная деятельность.
Для учащихся. Вспомнить сказки и стихотворения, пословицы, поговорки, где главным героем выступает петух; принести картинки и рисунки с изображением петушка, любые игрушки или любимые изображения в виде курочки или кочета и рассказать их историю.
План занятия:
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Вступительное слово. Беседа, творческая игра с учащимися.
4. Актуализация опорных знаний.
5.Объяснение нового материала.
6. Физкультминутка.
7. Практическая часть: интерактивная демонстрация и творческая работа.
8. Анализ выполненной работы.
9. Подведение итогов.
10. Уборка рабочих мест.
Ход занятия:
1.Организационная часть.
Организация группы и рабочих мест, проверка присутствующих. Приветствие. Краткое повторение техники безопасности при работе в студии «Фитодизайн» и нахождении в здании «ДДЮТ».
2.Подготовительная часть.
Объявление темы и цели занятия, знакомство с планом занятия. Инструкции для всех участников учебного процесса.
3.Вступительное слово педагога.
Согласно восточному календарю, у каждого года есть свой покровитель – одно их двенадцати небесных животных. Каждое из них имеет свои особенности, свой характер. Зная это, можно попробовать склонить хозяина года на свою сторону. Тогда все двенадцать месяцев до следующего Нового года будут проходить весело, интересно, а судьба несомненно щедро одарит вас. Самая распространенная и красивая из существующих легенд о появлении восточного гороскопа гласит. Перед тем, как покинуть Землю, Будда пригласил к себе всех животных попрощаться. Первым двенадцати зверям, что поспешат явиться к нему, Будда пообещал ценный дар --возможность царствовать целый год, через каждые двенадцать лет. Первой к Будде прибежала хитрая и проворная Крыса, затем явился трудолюбивый Бык. Третьим примчал воинствующий Тигр, за которым прискакал пушистый Кролик. И тот час же прилетел могучий Дракон и приползла мудрая Змея. Затем настал черед быстроногой Лошади и грациозной Козы. За ними спустилась с ветвей смекалистая Обезьяна, и вошел гордый Петух. Успела к Будде в числе двенадцати верная Собака и, наконец, в священный чертог прибежала жизнерадостно хрюкающая Свинья. За каждым гостем Будда закрепил по году, и этот год обрел их характер и эмоциональные качества.
Наступающий 2017 год станет годом Огненного Петуха, а цветом его – красный.

Издревле считалось, что стихия Огня связана с бесконечной жизненной энергией и непрерывным движением, отличается невероятным стремлением к самосовершенствованию и успеху. В китайском календаре Петух-- утонченный, элегантный, коммуникабельный знак. Он весьма проницателен, щепетилен и даже педантичен. Но также организован, решителен, храбр, вынослив. Он требовательный к себе и другим, но и очень ответственный. Во многом консервативен и практичен. И в то же время перфекционист до мозга костей. А еще он просто обожает внимание и жить не может без комплиментов и похвалы. Хотя склонность к пустой браваде порой делает из порядочного Петуха настоящего пустозвона и брехуна. И таков петушок не только у восточных народов.
Преподаватель:
-Расскажите, что вы помните о петухе, какой он в наших песнях и сказках?
Учащиеся по очереди рассказывают стихотворения или тексты песенок о петухе, вспоминают пословицы сказки.
1.Идет петушок,
Красный гребешок,
Хвост узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка,
Рано утром он встает,
Красны песенки поет

2.«Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Громко песни поешь,
Деткам спать не даешь!»

3.Тише, тише, Петушок!
Ты не пой так громко!
Спит мой маленький внучок,
Потерпи немного!»
«Не могу уж тихо петь!»
Крылья он расправил,
«Не могу я и терпеть,
Вот-вот солнце встанет!
Для того я и Петух,
Всех будить с рассветом,
Пусть встаёт ваш соня-внук,
Будем петь дуэтом
Т. Гарг

4.Важный пёстрый петушок
Гордо носит гребешок.
На заре всегда встаёт,
На работу всех зовёт:
– Лежебоки, хватит спать,
Надо солнышко встречать!
Песню звонкую пропел
И в курятник улетел.
Он немного не доспал
– Слишком рано утром встал.
Т. Лаврова

5.– Для кого, петушок, ты поёшь?
Почему до рассвета встаёшь?
– Должен солнышко я разбудить –
Вдруг забудет, что надо всходить?
Не проснётся – случится беда:
Светлый день не придёт никогда!
Рано я и ложусь, и встаю,
Песни солнышку громко пою.
Выйдет солнце на небо с утра,
Значит, всем просыпаться пора!
Н. Капустюк

6. «Не часы, а время сказывает»;
«Не сторож, а всех рано будит»;
«Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер - не отпели»;
«Не царь, а в короне»;
«Гребень имею - не пользуюсь им, шпоры имею - не езжу верхом».

Преподаватель:
-Вспомним сказки о петушке.
Учащиеся называют сказки и дают краткий пересказ содержания: «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок» и т.д.
Преподаватель :
-Видите, как часто обращаются к образу петуха. А почему он был так значим, почему такое пристальное внимание к нему, как думаете?
Учащиеся перечисляют:
-Петух будил людей по утрам, по нему определяли время, это такой древний будильник.
-Петух нужен, чтобы курочки несли яйца, а без яиц и тесто не замесить,и пирог не испечь.
--Петух предупреждал криком о пожаре и если в курятник лиса забралась.
Преподаватель:
-А теперь посмотрите на картинки и игрушки. Пусть будет такая творческая игра. Опишите в одно-два слово петуха соседа, можете даже имя придумать.
Учащиеся дают импровизированные характеристики петушкам.
Преподаватель :
-Подведем итог. Какой он- петух, Петушок в нашей русской фольклорной традиции?
Учащиеся :
-Яркий, нарядный, голосистый, трудолюбивый, терпеливый и т.д. Он высокого о себе мнения, хвастун и щеголь, а еще драчун и иногда очень любопытен и глуп.
Преподаватель:
-Все правильно. Не бывает только плохих и только хороших сказочных персонажей, как не бывает и однозначных людей. Сказочные герои совершают разные поступки. Но в целом наш герой, Петух, положительный персонаж и весьма нужный член сказочного сообщества. И вот каким он представлялся нашим предкам.
По народным поверьям, ночные призраки исчезают с первым криком петуха. Недаром говорят про первых-вторых-третьих петухов. Петуха, как защитник от всякого зла и активный борец с темными силами известен с самых древних времен, амулеты с изображением этой птицы были активно распространены в Египте, Греции, Персии. На Ближнем Востоке с петухом связано множество магических и охранных ритуалов. Мотив петушиного крика, разгоняющего нечистую силу и отпугивающего мертвецов, характерен для определенного типа сказок и легенд, постоянен в быличках, актуален и в современных фантазиях. Как только злые силы, выходящие по ночам делать всяческие мерзости и гадости, заслышат петушиную песнь, они тут же бросаются прочь.


Именно крик петуха предвещает восход Солнца. Славяне испокон веков считали петухов помощниками самого Ярила- Солнца. Как и солнце, петух бдителен и всевидящ.Петух стал символом Солнца, оберегом. За точность и постоянство их называли вещими птицами, ведь петухи кричат в одно и то же время. Возможно, именно они стали прообразами волшебной мифической птицы- вещей Гамаюн.
Светлый или красный петух всегда ассоциировался с дневным светилом, теплом и пламенем. Посмотрите на красный гребень петуха: он очень похож на языки огня и костер. И так уж сложилось в представлении наших предков, что птица с пламенем на голове да еще и возвещающая восход солнца однозначно связана каким-то магическим образом со стихией огня и либо сама покровительствует ему, либо огонь благоволит петушку. Стоит вспомнить хотя бы известную поговорку «пустить красного петуха», т.е. поджечь. Петух превратился в некий талисман-оберег, охраняющий дом от пожара. Изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках. Такие изображения должны были охранять жилище и имущество всю ночь, ведь злые силы, страшащиеся песни кочета, ни за что не подойдут к дому, где на крыше несет ночную стражу петух.


А еще ПЕТУХ считался опекуном большого хозяйства. Русские считали, что без петуха не будет плодиться скот, будут невкусными молоко и масло. Хозяйке, продающей такие продукты, говорят: «Держи хозяина в дому!»
Преподаватель:
-Ну а золотой петух, как думаете, какой он?
«Сказка о золотом петушке»
…Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется»…
А.С.Пушкин.
Учащиеся отвечают:
- страж, всевидящий и всезнающий, охраняющий богатства царя и жителей его государства.
Преподаватель:
-Правильно. Золотой петушок –символ всего самого яркого и радостного, символ света,разгоняющий тьму, зло, болезни и невзгоды. И подарив такого петушка, вы желаете человеку богатства, здоровья и много-много радости. А украсив им новогоднюю елку, вы желаете это и своей семье. И именно такого петушка мы начнем сегодня делать.
4. Актуализация опорных знаний.
Преподаватель :
-Но сначала, вспомним приемы оформления и создания коллажей. Какие техники мы используем в работе?
Учащиеся:
-Аппликация, римская коллажная, приклеивания и выкладывания в геометрическом и хаотичном порядке.
Преподаватель:
-А какими материалами, как думаете, можно воспользоваться?
Учащиеся:
-Гречка, горох, фасоль, бусины, ленты, раковины…
Преподаватель:
-А как мы сделаем петушка золотым?
Учащиеся:
-Покрасим, покроем золотой присыпкой, сразу будем использовать золотые украшения, ленты и ткань.
Преподаватель:
-Все верно, вы молодцы.
6.Физкультминутка.
Отбросим усталость, раздражение, обиды, чтобы в нашей игрушке не поселилась частица зла.
Поэтому улыбнулись,
Повернулись,
Хорошенько потянулись
Шеей мягко повертели,
Поиграли на свирели,
Распрямили спинку.
Закончили разминку.
5.Практическая часть.
--Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, посмотрим на новогодних петушков.
Преподаватель демонстрирует примеры игрушек: иллюстрации, открытки, фотографии, примеры из интернета.







Ход работы.

Материалы и инструменты.


Природные материалы, могут любыми, главное,чтобы они были разнофактурными.
1.Готовый шаблон прикладывается к картону средней плотности. Обводим, вырезаем по контуру. На этой основе карандашом прорисовываем части тела петуха: голова, гребень, крылья, перья хвоста.



2.Поверхность картона сегментарно промазываем густым клеем ПВА или «Титаном» и обкладываем природным материалом. Работа начинается с головы петушка. Потом хвост и крылья. Сначала приклеиваем самый крупным материал из имеющегося, потом мельче и мельче.
На фотографии фрагменты оформлены семенами гледичии.


Далее идет горох. Им мы оформили часть хвостовых перьев, лапки, бородку.



3. Покрываем клеем ПВА оставшееся пустое пространство картона и засыпаем пшеном. Просто сыплем его на клей сверху, потом аккуратно его стряхнем.Клюв сделаем кончиком крылатки.


Оставляем высыхать у батареи. Очень хорошо, когда каждый из сегментов-частей тела птицы оформляется различным материалом. Так голова может быть засыпана пшеном или песком, гребень, борода и одно перо хвоста- горохом, для крыльев можно использовать крылатки. Такой же принцип оформления используется при работе с бисером и различными декоративными материалами. Основу оформляем с двух сторон.

4. Когда петушок высохнет, никаких следов клея видно не будет. Оформляем обратную сторону. В первую очередь приклеиваем петлю. Петля крепится не на голове, иначе тяжелая игрушка перевернется, а на спине, возле хвоста. Моно проделать дырочку шилом, можно просто клеем.
Работаем по уже известной схеме: сначала промазываем фрагментарно клеем ПВА, потом украшаем картонную основу самыми крупными элементами.

Символ 2017 года - Красный Огненный Петух. Это домашняя птица, которая отличается смелостью, жизнерадостностью и добрым нравом. У петуха яркие перья, хороший голос, особые привычки и своеобразный характер. Однако не только мифические животное обладает уникальными умениями, обычный петух тоже не так прост, как кажется на первый взгляд.

1) Как и почему петухи кукарекают

Петух издает много разных звуков. Например, когда он подзывает кур к корму, то кукареканье будет повторяющимся, а вот утреннее кукареканье производится однократно, но зато дольше и на более высоких частотах. Чем выше тональность, громкость и длительность звука, тем сильнее эффект, который производит петух на кур и на других петухов. Один и тот же петух кукарекает всегда одинаковым образом. Кстати, петух не может кукарекать, если он не может вытянуть шею.

Человек слышит крик петуха на расстоянии двух километров.

2) Существуют черные как ночь петухи и куры

Аям Чемани - это порода полностью черных кур и петухов из Индонезии. Они имеют доминантный ген, вызывающий гиперпигментацию. Их кости и внутренние органы тоже полностью черные, даже кровь этих птиц гораздо темнее.

3) Могут жить без головы

Петух по кличке Майк (он же Чудо-Майк) в 1945 году лишился головы. Но потом он прожил еще 18 месяцев, так как у него осталось основание мозга и одно ухо. Когда фермер заметил, что птица не умерла, то заботился о ней, кормя молоком и зерном через пипетку. Майк обрел славу, когда хозяин начала показывать его по всей Америке, а подлинность задокументирована. Умер петух только потому, что хозяин забыл еду и шприц для очистки пищевода на месте одного из показов.

Многие пытались повторить этот опыт, но ни одна другая курица не прожила больше двух дней.

Петухи и куры умеют разговаривать. Фото: flickr.com/photos/funzi

4) Петухи и куры умеют разговаривать

То, что человеческому уху слышится как щелчки или кудахтанье, на самом деле является настоящим языком. Ученые определили минимум 30 различных значений звуков, которые они издают. Куры могут как сообщать о том, что "отложат яйцо", "здесь много червяков - налетай!" до призывов в брачный период.

5) У петухов и кур есть чувства

Орнитолог из Великобритании Джо Эдгар обнаружил у домашних кур способность испытывать эмпатию (то есть сопереживать другим). Также известно, что куры грустят если оказались далеко от группы.

6) Чем петухи привлекают кур

Самые высокие шансы на продолжение рода имеют крупные и выносливые петухи: самки понимают, что они смогут обеспечить их большим количеством пищи. Также имеет значение размер, форма и цвет гребешка.

7) Куры и петухи обладают хорошим уровнем интеллекта

Они способны удержать в памяти черты более 100 кур или людей, поэтому запоминают тех, кто относятся к ним плохо или хорошо. Они обладают острым (телескопическим) зрением, свойственным хищным птицам, а в процессе принятия решений учитывают свой опыт и свое знание окружающей обстановки. Также эти птицы способны к арифметическому счету и различают некоторые геометрические фигуры.

9) Петухи и куры - современные динозавры

Они являются потомками тираннозавра - одного из самых крупных хищников на Земле.

10) Численность домашних кур превосходит количество людей на планете

При этом в соотношении 3 к 1.

  • НЕМНОГО О ПЕТУХЕ.
  • Едва-ли можно найти в природе другую птицу, которую можно было-бы сравнить с петухом по степени воплощения птичьей гордости.
  • Немного о петухе - гордый красавец и бесстрашный боец! А какой кавалер!
  • Петух

    Петух
  • А все -ли знают о том, что определение всего куриного рода идет от петуха? И откуда взялось слово "куры"?
  • Раньше на Руси не употребляли слово "курица", а говорили - "кура".
  • Это выражение происходит от старорусского корня "кур", что в современном понятии означает петух.
  • Не так давно немецкие ученые вздумали изучать куриную речь.
  • Испокон веков было известно, что птицы владеют прирожденной способностью издавать различные звуки, которые в зависимости от силы и частоты, а так-же высоты тона означают что-то определенное.
  • Произносимых ими звуков вполне хватает, чтобы сообщать друг другу новости: где насыпали корм, когда прилетел пернатый хищник, обидели цыпленка и многое другое.
  • А сам крик "ку-ка-ре-ку" представляет собой выражение самого высокого чувства - чувства собственного достоинства.
  • Петух и курица

    Петух и курица
  • Вместе с курами петухи образуют гаремы: каждый петух избирает для себя пять иди шесть подружек и с большим усердием ухаживает за ними.
  • Обнаружив зернышко, он никогда не съест его сам, а подзовет дам к себе. Услышав его призыв, к нему бегут куры только из его гарема.
  • (Маленькое отступление для вашей улыбки, как маленький сосед воспользовался отсутствием хозяина.)
  • Рыцарство по отношению к курам просто поражает, но эти гордые создания заслуживают и некоторого порицания за то, что абсолютно лишены отцовских чувств. Маленькие цыплята не знают своего папашу и не видят никакой заботы с его стороны.
  • Хотя, из всякого правила есть исключения - один породистый петух два сезона водил цыплят, заменяя наседку, которая бросила малышей.
  • "ЗАБОТЛИВЫЙ НАСЕДКА" .
  • В Германии ученые - птицеводы надумали разводить пернатую дичь. Яиц диких птиц хватало, а вот наседок было маловато, и они решили использовать для этой цели каплунов - кастрированных петушков.
  • "Заботливый наседка"

    "Заботливый наседка"
  • Одному из них доверили вывести цыплят куропатки.
  • Будущему папаше смастерили специальную корзинку с крышкой, которая так придавливала петуха, что он не мог стоять на ногах и вынужден был сидеть.
  • Проще говоря, каплуна насильственным путем превратили в наседку и подложили под него яйца. И всем на удивление он не только вывел цыплят, но и оказался прекрасной квочкой: водил маленьких куропаток на прогулки и вырастил их, как это сделала бы самая заботливая курица.
  • А кстати, чего там говорить о петухе, ведь в птичьем обществе не так уж много самцов, способных проявлять отцовские чувства, особенно это касается крупных птиц. Это мелкие пернатые выхаживают детишек вместе.
  • У многих самец и самка насиживают яйца попеременно.
  • У другое дело.
  • Бывали случаи, когда после гибели самки, самцы насиживали яйца и выхаживали птенцов. Овдовевший лебедь - отец нашел себе подругу только тогда, когда малыши выросли и стали жить самостоятельно.
  • И СНЕС ПЕТУШОК ЯИЧКО.. .
  • Мы что-то отвлеклись, вернемся к нашим петухам.
  • Петух и курица


    Петух и курица
  • В далеком прошлом в швейцарском городке глашатаи объявили решение святой инквизиции, что в полдень на центральной площади будет сожжен преступник, обвиняемый в колдовстве. Естественно все горожане прибыли на место казни и вскоре толпа увидела роту солдат в полном вооружении, за которыми двигались монахи с крестами и факелами, и палач.
  • За ним телега, запряженная четверкой лошадей. На телеге стояла клетка, а в ней сидел петух - виновник всех событий.
  • Кто мог подумать так о петухе, что тот колдун, который принял птичий образ? Он - снес яйцо! Конечно здесь не обошлось без колдовства и вскоре несчастная птица исчезла с глаз людей, объятая жарким пламенем костра.
  • Тогда инквизиция судила не петуха, а курицу в одежде петуха. Такое явление считается вполне естественным и называется петухоперостью.
  • Не слишком часто, но попадаются такие куры с оперением, как у петухов, но все биологические признаки вовсе не меняются.
  • Таков рассказ о петухе.

Татьяна Федоровна Болдина
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Путешествие в музей Петушка»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГ . ГР. «ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЕЙ ПЕТУШКА » .

ЗАДАЧИ :

Уточнить представления детей о музеях , их назначении. Закрепить знания о петухе как домашней птице , о стадиях развития, истории ее одомашнивания и о других представителях этого вида.

Совершенствовать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме, использовать в речи народные предания, приметы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, связанные с образом петуха .

Выявить знания детей о различных народных промыслах, обратить внимание на изображения петуха в декоративно-прикладном искусстве.

Познакомить с новым видом теста – пряничным. Закрепить умение изготавливать простейшие формы из теста.

Воспитывать уважение к труду мастеров и желание выразить себя в самостоятельной трудовой деятельности на основе полученных впечатлений. Формировать уважение к рассказчику, ко всем, кто принимал участие в создании музея . Воспитывать чувство ответственности и сотрудничества.

РУКОВОДСТВО НОД : ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ : круг (Монтессори) «Солнышко встает» .

Сегодня я вас приглашаю на экскурсию в необычный музей . Давайте вспомним, для чего нужны музеи и как надо вести себя в музее ? (Музеи нужны для того , чтобы люди любовались необычными, редкими, старинными предметами. Их нельзя трогать руками, можно только рассматривать и слушать рассказ экскурсовода. В музее нельзя шуметь , быстро двигаться, чтобы не мешать другим посетителям.)

Каждый из вас был в каком-нибудь музее . Какие музеи вы знаете и что там интересного можно увидеть ? (Есть музей краеведческий , музей утюга , музей игрушки , музей кукол-гигантов , музей Великой Отечественной Войны, музеи-заповедники , музей живой природы , Художественный музей , музей истории , музей современного искусства, музей Некрополь (кладбище, музей Крейсер Аврора .)

Действительно, музеев очень много , и каждый по-своему интересен. Есть музеи , где собраны такие предметы , в которых, казалось бы, нет ничего необычного, однако тем и интересен музей , что открывает нам тайны, скрытые в обыкновенных вещах.

Сегодня у нас в гостях экспонаты удивительного музея . А какого музея , вы узнаете, если отгадаете загадку :

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

О том, что солнышко встает!

Вы сегодня будете и посетителями и экскурсоводами. Но вначале надо заработать билеты в музей , рассказав стихотворение о петушке или его родственниках. (Приложение № 1) . За стихотворение ребенок получает билет.

А пока идем в музей поиграем-посчитаем (физкультминутка) :

Раз, два - шли цыплята (топаем на месте) .

Три, четыре - шли домой (шагаем на месте) .

Вслед за ними плелся пятый (переваливаясь с боку на бок, идем к музею ,

Впереди бежал шестой (бег на месте) .

А седьмой от всех отстал,

Испугался, запищал (останавливаемся, разводим руки в стороны) :

Где вы? Где вы? (повороты головой влево и вправо)

Не пищи! (грозим пальчиком)

Мы тут рядом. Поищи! (условно одни – прячутся, другие – ищут)

В музее есть несколько выставочных залов или экспозиций. Вот мы и подошли к первой, которая называется «историческая» .

1 ЭКСКУРСОВОД :

Вы знаете, что петух это домашняя птица . Но не всегда петух был домашним . Родственники тех петухов и кур , которых мы с вами привыкли видеть , обитали в Индии и Китае, жили в джунглях, с легкостью взлетали на деревья, где любили отдыхать и ночевать. Гнезда эти птицы строили на земле. Хвосты их были довольно длинные, золотисто-желтого цвета, грудь – черно-зеленая, крылья и спинка бурые, ноги черные, а гребешок ярко-красный. Название такой древней птицы – банкивский петух . Этих птиц даже изображали на монетах разных стран.

Давным-давно стали разводить домашних кур для получения пищи в Европе (мы тоже живем в Европе – это часть Земли, завезли кур из Индии. В этой стране петуха считали священным животным. Кушать петуха строго запрещалось . Люди видели в петухе вестника наступления нового дня, помощника Солнца, считали его способность чувствовать и сообщать время суток волшебством. Конечно, многим хотелось иметь такую птицу дома. Но позже люди поняли, что кукарекает петух вовсе не потому , что он волшебный, а просто он метит свою территорию. Такая способность появилась еще у диких петухов . Петух криком сообщает другим птицам, что эта территория занята.

Звучит крик петуха в аудиозаписи .

Перейдем ко второй экспозиции «Родственники» .

2 экскурсовод :

Родственниками петуха являются курица и цыплята.

Есть у петуха родственники , которые живут по всему свету : павлин – турецкий петух . Голос у него не такой красивый, как перья. Славится павлин своим хвостом.

Фазан – лесной петух . Водится в Европе, оперенье у него не хуже, чем у павлина, а голос свой он редко демонстрирует, чтобы его не обнаружили.

Вот представители разных пород домашних кур и петухов (показ фото) .

Третья экспозиция называется «Соседи» .

Выберите себе птицу, но не называйте ее, а составьте описательный рассказ по опорной схеме. А мы угадаем, о ком вы рассказываете.

Рассказы детей об утке, гусе, индюке, индоутке по схеме :

1. Где живет?

2. Части тела.

4. Величина.

5. Форма тела.

6. Чем питается.

8. Польза для человека.

9. Птенцы (детеныши) .

Перейдем к следующей экспозиции, называется она «Стадии развития петуха » .

3 ЭКСКУРСОВОД :

Из карточек-рисунков (личинка, курица, малек, яйцо, икринка, цыпленок, куколка, зародыш) составляется схема развития петуха на магнитной доске : курица – яйцо – цыпленок – петух

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Веселый петушок » . (Приложение №2)

Перейдем к пятой экспозиции «Народно-прикладное искусство» .

В старину на Руси петуха уважали как вещую птицу – предсказательницу. На свадьбе жениху и невесте дарили петуха и курочку , которые считались символами богатства и плодородия. Потом птиц пускали в дом и наблюдали за ними : как птицы будут себя вести, такой и семья будет. Существовали разные поверья, связанные с петухом : если петух пропоет на вечерней заре или в полдень, то погода изменится; если петух кричит на пороге дома, значит, гость придет; петух запел не вовремя – к новостям; если петух кричит и бьется в окно – быть пожару. Пожар сравнивался с красным петухом , а вернее с красным гребнем петуха . Пожаров боялись и оберегали дома с помощью оберегов.

4 ЭКСКУРСОВОД :

Рушники, полотенца, скатерти вышитые петухами , сувениры, игрушки, украшения использовались как обереги (демонстрация экспонатов мини-музея ) . Так задабривали петуха , чтобы дурных новостей не приносил, от пожаров охранял, от болезней оберегал, изгонял нечистую силу. Изображение петуха часто украшало посуду, мебель, одежду в хохломской, городецкой, гжельской росписи. Петушки делали не только из дерева, но и из глины – филимоновские, дымковские игрушки. Изображение петуха на крыше , ставнях, дверях дома символизировало гостеприимство, достаток.

Шестая экспозиция «Художественная литература» .

Да, где мы только петуха сегодня не встретили. А как можно обо всем этом узнать? В каких книгах встречается петушок , назовите сказки, рассказы.

А поговорок и пословиц о петухах и курах не счесть . Приведите примеры. (Приложение №3)

Физкультминутка : подвижная игра «Боевые петухи » . (Приложение №2)

И завершает нашу экскурсию экспозиция «Угощения» .

В нашем музее вы видите и конфеты , и петушки – леденцы на палочках, и, конечно, пряники - русское лакомство. Пряники от слова «пряности» . Пряности - это специальные добавки, которые используют при приготовлении теста : перец, гвоздика, имбирь, корица, тмин. На Руси пряники дарили близким людям на праздники. Чем больше уважали человека, тем больше по размеру был пряник. Города Тула, Покров, Суздаль были знамениты мастерами – пряничниками. Пряники бывают вырезные – вырезают с помощью форм, лепные – лепят в виде фигурок животных «козули» , печатные – изготавливают при помощи штампа – резной деревянной доски. Но эти пряники есть нельзя. Почему? (Музейный экспонат .) Может сами прянички испечем? Мойте руки и одевайте фартуки.

Я принесла сдобное тесто, а бывает разное : пресное, соленое, слоенное, дрожжевое, заварное. Раскатайте тесто, вырежьте фигурку петушка и украсьте корицей . (Дети работают парами : 2-раскатывают, 2-вырезают, 2-украшают.) Пока пряники будут печься на кухне, хотите посмотреть фрагмент мультфильма «Петух и краски » ? (Показ по ноутбуку.)

Рефлексия :

А вот еще сюрприз – нам посылка пришла. (Дети по очереди разворачивают игрушку петуха , завернутую в несколько слоев бумаги по количеству детей, и проговаривают, что им понравилось и запомнилось на занятии.)

Это новый экспонат нашего музея Петушка . Пусть этот петух оберегает нас от невзгод. Вы все сегодня молодцы, многое рассказали. Много узнали. А вот и пряники – угощайтесь.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Гребешок на голове,

Две ноги и шпоры две.

Он в один и тот же час

Рано утром будит нас.

Петя – Петушок ,

Золотой гребешок,

Шелкова головушка,

Маслена бородушка.

Что ты рано встаешь,

Детям спать не даешь?

Не княжеской породы,

А ходит он в короне.

Сторожем не состоит,

А всех будит рано.

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

Должностью гордится

И кричит будильник – птица.

Спозаранку, в шесть утра :

«Эй, пастух, вставать пора!

Выводи, ку – ка – ре – ку,

Стадо к сочному лужку!»

Я обычная наседка,

Уточка – моя соседка.

Жаль взлететь мне нелегко,

Куд – кудах, ко – ко – ко!

Наша добрая подружка

Даст нам перьев на подушку,

Даст яичек для блинов,

Куличей и пирогов.

Был белый дом,

Чудесный дом.

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое теплое, живое,

Пушистое и золотое.

Узнаете молодца?

Только вышел из яйца,

Сразу ножками пошел,

Крошку хлебную нашел.

Осмотрелся внимательно,

Съел самостоятельно.

Он в мундире ярком.

Шпоры для красы.

Днем он - забияка,

Поутру – часы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

«Веселый петушок »

Дети встают в круг и выбирают при помощи считалки веселого петушка . Ему завязывают глаза и ставят в центре круга. Дети водят хоровод, сужая и расширяя круг.

Уж ты, курочка, не пой,

Конопаточка, не пой!

А ты пой, петушок ,

Золотой гребешок.

Уж ты Петя – петушок ,

Золотой гребешок!

Пару среди нас найди

И на пляску выходи.

Вместе попляшите,

Деток рассмешите.

Петушок и выбранный ребенок придумывают и выполняют движения, пытаясь рассмешить окружающих детей. Водящим становится выбранный петушком ребенок .

«Боевые петухи »

Петушки распетушились ,

Но подраться не решились.

Если перышек лишится,

Нечем будет петушиться .

Выбираются два петуха по желанию . Они встают в середину обруча и, прыгая на одной ноге, пытаются вытолкнуть соперника из круга.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Дама петух , а на улице цыпленок.

Петухи зари не проспят .

Хорошая хозяйка из петуха уху сварит .

Курица по зернышку клюет, досыта живет.

Дай курице грядку – изроет весь огород.

В марте курица напьется из лужицы.

Яйца курицу не учат.

Петух прокукарекал , а там хоть не рассветай.

У драчливого петуха гребень всегда в крови.

Заря занимается и без пения петуха .

Петух храбр на своей навозной куче.

У богатого и петух несется .

Черная курица, а несет белое яичко.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «hatewall.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «hatewall.ru»